10 октября 2020 г. 15:29

Пять вещей, которые нельзя делать на автомобиле с вариатором

Трансмиссии вариаторного типа не зря считают «нежными» в сравнении с гидромеханическими автоматическими коробками передач. Специалисты издания АиФ рассказали, чего точно нельзя делать, если вы хотите продлить жизнь вариатору вашего автомобиля.

Транспортных средств с вариаторными трансмиссиями на российском авторынке становится все больше. Вариаторы (CVT) бывают нескольких типов: клиноременные со шкивами переменного диаметра, цепные, тороидальные. Ремень или цепь ходит по шкивам с переменным рабочим диаметром, позволяя изменять передаточное отношение плавно в широком диапазоне. Отсюда известная особенность CVT — они чувствительны к нагрузкам, чистоте и температуре масла.

Редкая смена масла

Работа вариатора на грязном или некондиционном масле ускоряет старение ремня/цепи и конусов. Такое масло забивает каналы и хуже выполняет антифрикционную функцию, провоцируя проскальзывание ремня на конусах. Если рекомендованный автопроизводителем пробег для замены масла составляет 60 тысяч км, то при интенсивной эксплуатации данный лимит имеет смысл сократить минимум на 30%.

Агрессивная езда

Слишком активная и экстремальная езда с «кик-даунами», резкими стартами и высокими оборотами нередко вызывает проблемы с вариаторными трансмиссиями. В таких режимах ремень или цепь могут проскальзывать и их протектор стирать хонингованные поверхности конусов. Длительные поездки на высоких скоростях таким автомобилям также противопоказаны из-за риска износа подшипников валов и, как следствие, перегрева системы.

Пробуксовка

Любые пробуксовки, особенно длительные, вариатору крайне опасны. В такие моменты обороты двигателя остаются примерно на одном уровне, а передаточные числа CVT меняются. При этом скорость вращения колес может достигать нескольких десятков — сотен км/ч. Когда же происходит сцепление с твердой поверхностью, скорость их вращения резко падает, а разница в оборотах компенсируется именно вариатором, то есть происходит экстремальное воздействие на ключевые элементы коробки. Кроме того, пробуксовка провоцирует излишний нагрев масла, и, как следствие, нагрев шкивов и ремня/цепи, которые могут проскакивать, задирая поверхности шкивов.

Буксировка

Не рекомендуется на авто с CVT буксировать прицепы и другие автомобили, особенно на подъем. Как и в случае с пробуксовкой, шкивы, ремень / цепь испытывают сильные термальные перегрузки. Кроме того, в руководстве ряда моделей не случайно упоминается, что при буксировке прицепа не следует превышать определенную автопроизводителем скорость. Если все же буксировка неизбежна, следует избегать резких нажатий на педаль газа. Буксировать автомобиль с вариатором также не следует, про невозможности избежать ситуации, у буксируемого авто с CVT должен быть включен двигатель, иначе получается масляное голодание узла, ведомый вал трансмиссии будет вращаться от колес, и ремень / цепь сточат неподвижный и не смазываемый вал мотора. Поэтому транспортировать машину с вариатором лучше на эвакуаторе или методом частичной погрузки.

Спешка зимой

При температуре ниже −15 градусов, следует уделить повышенное внимание прогреву вариаторной трансмиссии и не допускать начала движения, когда масло в коробке слишком густое. Поверхности конусов будут смазываться плохо, соответственно, ремень / цепь могут проскальзывать и оставлять микрозадиры. Кроме того, усиливается нагрузка на привод насоса, отсюда появится избыточное давление в системе, выходят из строя клапаны гидроблока и резиновые уплотнители. И, кстати, прогревать вариатор нужно также и в движении.