2 марта 2021 г. 13:27
Новая система техосмотра «встала» по техническим причинам
Усовершенствованная система МВД РФ вызвала волну жалоб операторов техосмотра (ТО) и парализовала работу мошенников.
1 марта в России стартовала реформа техосмотра, призванная исключить покупку диагностических карт автовладельцами без прохождения ТО. В первый же день работы по новым правилам участники рынка столкнулись с серьезными проблемами: диагностические карты получил всего 1% клиентов от дневной нормы на станциях ТО. Причиной стали сбои при подключении операторов к информационной системе МВД, а также отсутствие спроса на услугу после объявленного властями моратория на ТО. Есть и положительный момент: остановилась и деятельность фирм, занимающихся незаконной продажей диагностических карт.
В рамках реформы, процедура ТО должна сопровождаться фотографированием транспортного средства (ТС) и заверением диагностической карты электронной подписью техэксперта. Все данные направляются в новую базу ЕАИСТО МВД, в модернизацию которой в прошлом году ведомство вложило 80 млн рублей. 28 февраля старая версия ЕАИСТО была закрыта, и в ночь на 1 марта операторы перешли на новую, сразу же столкнувшись с проблемами: одни в течение дня не могли войти в систему, другие не смогли сформировать электронную карту или передать фотоснимки.
«Программа не работала практически у всех операторов: на формирование одной карты уходило по несколько часов, хотя раньше требовалось максимум 5-10 минут»,— сообщил Игорь Волчек, глава гильдии операторов техосмотра при Московской торгово-промышленной палате.
При этом, по словам Российского союза автостраховщиков (РСА), оформление полисов ОСАГО проходит «в штатном режиме» с «некритическими» задержками. Между тем, на пунктах техосмотра почти нет клиентов, что вызвано постановлением правительства РФ продлить на полгода действие диагностических карт, срок которых закончился с 1 февраля по 30 сентября 2021 года. Однако 12% всех ТС должны пройти техосмотр: авто, срок ТО для которых закончился до 1 февраля 2021 года, а также авто-четырехлетки, обязанные пройти первый ТО. Но, по данным аналитиков, 1 марта в России было оформлено около 800 диагностических карт, тогда как обычно в сутки эта цифра составляла 80 тысяч.
Между тем, оказалась парализована и работа фирм, предлагающих купить карту онлайн без проверки машины. Большинство из них предлагает обработать заявку в течение нескольких дней, ссылаясь на то, что ЕАИСТО «висит». При этом никто не просит прислать фотографию автомобиля. На сайте нескольких контор «прием заявок приостановлен в связи с техническими работами».
«Ъ» направил запрос в ООО «Программный продукт», занимающееся модернизацией ЕАИСТО по контракту с МВД, но ответа не последовало. Инспекторы по внутренней сети говорят, что проблемы могут возникать из-за нестабильной связи или некорректно введенного адрес сайта ЕАИСТО. Но вывод один: новая система не справилась с нагрузкой. По мнению Волчека, «проблем можно было избежать, если бы операторам дали протестировать систему в течение хотя бы месяца до запуска». Сообщается, что система заработает должным образом в течение нескольких дней.