31 июля 2021 г. 13:43

Сенсорные экраны делают автомобили более опасными

Технологии сенсорных экранов открыли новые горизонты для автопроизводителей, но делают ли они вождение менее безопасным? На этот вопрос постарается ответить издание 32cars.ru.

Вездесущий сенсорный экран можно встретить практически во всем: от мобильных телефонов, кассовых аппаратов, сверхзвуковых истребителей и суборбитальных космических кораблей до автомобилей. Что касается автомобилей, здесь есть одна загвоздка. Подобно тому, как автопроизводители ищут новые способы использования сенсорных экранов, якобы для облегчения работы водителя, растет понимание того, что они на самом деле могут сделать среду вождения более опасной. Не с точки зрения сбоя системы или поражения электрическим током из-за дефектной конструкции, а с точки зрения безопасности дорожного движения.

В отличие, скажем, от пилота самолета, использующего сенсорные экраны, которого часто поддерживает второй пилот и которому редко требуется мгновенно реагировать на развивающуюся ситуацию, водитель автомобиля, находясь за рулем, должен постоянно быть начеку. В постоянно меняющейся среде даже кратковременное отвлечение внимания может иметь катастрофические последствия. В движущемся транспортном средстве все происходит ужасно быстро, даже на небольшой скорости.

Проблема в том, что для автомобильных дизайнеров сенсорные экраны привлекательны. Многие из них пытаются превзойти своих конкурентов до такой степени, что сегодня приборная панель автомобиля с любой физической кнопкой обычно считается архаичной, некрасивой и неэффективной. Тактильные возможности кнопок, ручек и рычагов в подавляющем большинстве устарели. Однако вопрос в том, действительно ли сенсорные экраны требуют от водителя слишком многого.

Безопасная эксплуатация движущегося транспортного средства требует постоянного внимания к тому, что происходит снаружи: движениям других автомобилей, пешеходов, велосипедистов, светофору и многочисленным ситуациям, которые могут потребовать мгновенного решения или мгновенных превентивных действий. Пожалуй, последнее, что нужно водителю, — это внимание, которое требует сенсорный экран.

В отличие от достижений в технологиях, используемых для повышения безопасности, таких как автономное экстренное торможение, предотвращение столкновений с пешеходами, помощь в удержании полосы движения и мониторинг усталости водителя, многие утверждают, что технология сенсорных экранов делает прямо противоположное. По мере того как власти продолжают жестко пресекать использование мобильных телефонов во время вождения, растет осознание того, что тачскрины могут быть не менее или даже более опасными.

Сенсорные экраны, как известно, сложно использовать во время вождения. Попытка точно попасть пальцем в покачивающуюся цель даже на относительно гладком дорожном покрытии — задача, часто требующая чрезмерной зрительной концентрации. На сенсорном экране даже быстрое изменение радиочастоты или регулировка температуры в салоне требует времени, внимания и некоторой степени понимания со стороны водителя. Было даже высказано предположение, что технология может быть причиной недавнего повышения смертности на дорогах.

В недавнем исследовании, проведенном в Великобритании, было обнаружено, что водители, использующие сенсорные экраны для таких функций, как поиск направлений, изменение песен в Spotify или ответ на текстовые сообщения, на 57% медленнее реагируют на внешние раздражители, в отличие от тех, у кого нет технологий. Еще более тревожным было то, что время отклика водителей, использующих тачскрин, было больше, чем у водителей, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Хотя результаты не были столь же ужасающими, хваленое голосовое управление тоже проявилось не очень хорошо. В тех же ситуациях исследование показало, что время реакции водителя увеличилось на 33%. Исследователи также обнаружили значительные расхождения между расчетным и фактическим временем выполнения определенной функции. Водителям, использующим сенсорный экран для переключения трека в Spotify, вместо расчетных пяти секунд потребовалось более 14 секунд. Это вызывает серьезное беспокойство, учитывая понимание того, что 2 и более секунды отвлечения внимания водителя уже по своей сути опасны.

Ясно, что автопроизводители сталкиваются с труднопреодолимой проблемой: что опасно отвлекает, а что нет, и что с этим делать. В то время как различные компании уже предприняли шаги по отключению некоторых, но не всех, функций сенсорного экрана во время движения автомобиля, до сих пор в отрасли не наблюдается серьезной реакции или сплоченности. Тем не менее, можно найти обнадеживающие признаки, такие как дебют Mazda3 в 2019 году без каких-либо сенсорных экранов.

Активисты в разных странах по всему миру выражали обеспокоенность опасностью сенсорных экранов еще в 2016 году, когда британские группы по защите интересов безопасности забили тревогу, заявив, что приложения для смартфонов на приборной панели автомобиля являются «потенциальной смертельной ловушкой». Другие группы, особенно в США и Великобритании, выступают за принятие законодательства, регулирующего конструкцию и функционирование сенсорных элементов управления в автомобиле.