2 сентября 2024 12:06

ДВС или электромобиль: новый аргумент за экологичность

Батареи электромобилей по надежности превышают ДВС

Долгое время скептицизм в отношении электромобилей основывался на потенциально коротком сроке службы батарей. Однако в настоящее время батареи считаются особенно надежным компонентом. Если для дизельных и бензиновых автомобилей с минимальным уходом считалось нормой достигать пробега в 200 000–300 000 километров, после чего многие владельцы решали заменить автомобиль из-за дороговизны ремонта, то электромобили сейчас превосходят эти показатели, демонстрируя высокую надежность батарей, способных достигать и даже превышать такие пробеги.

В эпоху ДВС надежность была одним из самых ценных качеств для клиентов. Возможность достичь «взрослого» возраста автомобиля без значительных проблем обеспечивала успех сначала немецким автопроизводителям, затем японским, а теперь эстафету перехватывают технологии электромобилей.

С годами у нас появляется все больше данных, показывающих, что батареи электромобилей не только эволюционировали в плане плотности энергии, что приводит к увеличению запаса хода при том же объеме, но и в плане увеличения срока службы. Особенно это касается химических составов, таких как литий-железо-фосфат (LFP), которые значительно увеличили показатели долговечности.

Одним из индикаторов долговечности батарей являются высокие пробеги подержанных электромобилей. Из примерно 75 000 электромобилей, выставленных на продажу на немецкой платформе Mobile.de, 450 имеют пробег более 150 000 километров, около 150 преодолели отметку в 200 000 километров, а некоторые даже превысили 300 000 километров.

Можно найти экземпляры с пробегом более 500 000 км, большинство из которых — это Tesla Model S. Это объясняется не только тем, что этот автомобиль был выпущен более 11 лет назад, но и его большим запасом хода и возможностью бесплатной зарядки на станциях Superchargers.

Другим показателем улучшения надежности и доверия к батареям является все более щедрая гарантия, предлагаемая производителями. Когда на рынок вышли первые электромобили, страх перед возможными проблемами с батареями компенсировался предложениями аренды батарей, как это делал Renault. Владелец покупал автомобиль, но арендовал батарею, что давало пожизненную гарантию. Если батарея деградировала или выходила из строя, финансовые риски ложились на производителя, а не на владельца.

Со временем эти модели аренды стали терять актуальность, и теперь, кроме того, что предложения по аренде батарей практически исчезли, производители предлагают более длительные гарантии на батареи. На сегодняшний день стандартом являются 8 лет или 160 000 километров пробега, то есть 20 000 км ежегодно. В некоторых случаях гарантия достигает 10 лет или даже 250 000 километров. Например, Lexus предлагает расширенную гарантию на 10 лет или 1 миллион километров для модели UX 300e.

Конечно, срок службы батареи зависит и от привычек использования. Как и в случае с двигателями внутреннего сгорания, немного заботы поможет продлить срок службы батареи. Отсутствие глубоких разрядов, поддержание заряда на уровне 100% на продолжительное время, а также правильное хранение может помочь сохранить большую часть емкости батареи.

Сегодня батарея может сохранять до 70-80% своей емкости после 1000–1500 полных циклов зарядки и разрядки. При среднем реальном запасе хода в 300 км это означает, что батарея сохранит значительную часть своей емкости после пробега от 300 000 до 450 000 км, и автомобиль продолжит демонстрировать высокую надежность и эффективность, потеряв лишь 20-30% первоначального запаса хода.

Однако, если батарея выполнена по технологии литий-железо-фосфат (LFP), срок ее службы может быть значительно дольше — от 3000 до 6000 циклов, что позволяет достигать пробегов, при которых батарея может стать последним компонентом автомобиля, требующим замены.