9 сентября 2024 15:19
Код R1234yf под капотом означает большие расходы: как об этом узнать
Эксперты рассказали, почему в некоторых авто заправка кондиционера дорого обойдется
Системы кондиционирования автомобилей работают благодаря использованию хладагента, который циркулирует в замкнутом контуре. В более старых машинах использовался хладагент R134a, а в последние годы обязательным стал более экологичный R1234yf. Информация о типе используемого хладагента в вашем автомобиле обычно указана на наклейке под капотом, которая обычно располагается в непосредственной близости от места заправки климатической системы.
Хладагент R134a появился еще в конце 80-х годов и заменил R12, который оказался вредным для озонового слоя. Спустя несколько десятилетий экологические стандарты снова изменились, и в автомобильных системах кондиционирования начал применяться R1234yf. Хотя R134a обладает рядом преимуществ, включая отсутствие запаха, безопасность для человека в небольших количествах и высокую эффективность, его заменили на R1234yf по причине его большего воздействия на окружающую среду.
С другой стороны, R1234yf считается более безопасным для климата (с более низким коэффициентом глобального потепления). Однако у него есть и недостатки: он дороже, менее эффективен примерно на 10%, а также более пожароопасен. Кроме того, системы кондиционирования, использующие R1234yf, могут быть более подвержены поломкам.
Для российских водителей самой заметной разницей между этими двумя типами хладагентов является их стоимость. Хладагент R134a примерно в два раза дешевле, чем R1234yf. Средняя стоимость 100 граммов R134a в автосервисах составляет около 400-500 рублей, в то время как за 100 граммов R1234yf придется заплатить около 800-1000 рублей. Для полной заправки системы кондиционирования требуется несколько сотен граммов хладагента, и разница в цене становится очевидной. Также стоит учитывать, что стоимость самой услуги по заправке кондиционера для автомобилей с R1234yf обычно выше, чем для моделей с R134a.
Кроме того, многие автосервисы заправляют новые модели по более высоким расценкам. Например, в крупных городах России заправка системы с R134a обойдется в среднем в 3000-5000 рублей, тогда как заправка систем с R1234yf может стоить до 7000 рублей.
Если задуматься о вопросе экономии, то новый хладагент можно заменить старым R134a. Никто не стал бы ставить в машины для разных рынков разные элементы системы кондиционирования, и никакого вреда европейской машине наш R-134а не принесёт: и компрессор, и магистраль, и всё прочее может работать и на одном фреоне, и на другом. Даже полиалкиленгликолевое масло (PAG) в обеих системах используется одинаковое (за редким исключением).
Основное правило при переходе с одного фреона на другой — не делать этого в гараже с дешёвым оборудованием. Суть дела в том, что просто смешать два газа нельзя — необходимо полностью удалить предыдущий фреон с маслом, просушить систему и заправить новым. И вот тут могут возникнуть сложности.