наверх

Реклама на сайте

8 мая 2015 г. 15:30

Брянский Кен Блок — от мотокросса до ралли

Приехав в гости к главному  раллийному гонщику Брянска, мы застали его за полезным делом. Андрей Покровский раскатывал арки на своей Subaru в преддверии традиционной автовыставки 9 мая. В свои 45 лет он явно не страдает кризисом среднего возраста, занимаясь одновременно мотокроссом и занимая первые места в ралли-спринтах. Да и его боевая Impreza WRX STI знакома чуть ли не половине города, наверняка вам интересно, узнать об этом парне побольше.

А помнишь, как ты первый раз очутился за рулем?

Конечно! У моего дядьки был «Москвич-2140». Лет в 16 я к нему приезжал помогать в гараж на мотоцикле. А он знал, чего я приезжаю и говорил: «Ну иди там прокатись по гаражам», — и давал мне машину. Я аккуратненько там катался, а потом нашел себе площадочку и стал пробовать что-то типа полицейского разворота. Просто водить мне уже тогда было не интересно, и я пытался то задом ездить, то гонял в карьеры и закладывал там по песку. Уже после армии я купил себе свою первую собственную машину, и это был «Запорожец» за 200 долларов. Он был весь гнилой, с убитым мотором, и мне пришлось его полностью перебрать, да так, что он потом был как новенький. После него я уже купил себе «копейку» и трюкачил уже на ней. Вообще любую машину нужно пробовать в экстремальных ситуациях, чтобы знать, что от нее ожидать на дороге. Ты заранее должен испытывать в машину в таких условиях, чтобы чувствовать ее возможности и знать их границы.

Наверняка и первые соревнования помнишь.

Это было в Брянске, когда на Старом аэропорте устраивали одно и первых ледяных колец. Я приехал туда на какой-то своей машине и проехал, как мне показалось, очень плохо. В то время автогонки меня вообще особо не интересовали, потому что я занимался мотокроссом, а это в разы сложнее и интереснее машин. Но на следующий год я снова приехал на ледяное кольцо, и на свое удивление объехал всех, кроме турбового Forester. Тогда я и понял, что все-таки умею водить и хочу полноприводную машину для гонок — хотел взять Subaru, но меня все отговаривали, и в итоге купил Audi A4, на которой за 5 лет я намотал больше 100 тысяч. Почти сразу я понял, что 170 «лошадей» для полного привода недостаточно, разгон до сотни около 10 секунд и вечно перегревающийся мотор — это ужасно. Поэтому я поставил фронтальный алюминиевый интеркулер, новые форсунки, турбину, прямоток и прошивку — машина сразу поехала за 7 секунд до сотни, а мне стало намного проще бороться на соревнованиях с «Субарями».

Но от Subaru тебе все-таки не удалось скрыться...

Если ты занимаешься ралли-спринтами, то у тебя просто выбора нет — либо STI, либо EVO. Но «Субари» гораздо дешевле и проще в обслуге, поэтому выбор пал на Imprezaв кузове GRB, в которую я просто влюбился после роликов Кена Блока. При этом все «Субари» в предыдущих кузовах мне показались какими-то шумными и тряскими, а GRB после Audi была вполне комфортной. Здесь куча электроники, систем стабилизации, комфортная простая подвеска и при этом мощный мотор с адекватным расходом и классная короткоходная коробка, которая жутко помогает в гонках. Нашел я ее в Москве, купил, пригнал, поставил в заезд на 402 метра против еще непроданной Audi... и проиграл! 300-сильная WRXSTI не смогла объехать мою «Аудюху» с сыном за рулем, а через 3 тысячи километров на GRB и вовсе стуканул мотор. Пришлось с другом перебрать мотор, выкинуть катализатор, поставить другую прошивку, прямоток, и машина ожила и очень достойно поехала.

И на что способна твоя машина в цифрах?

Сейчас у меня около 330 сил под капотом и разгон в 4,7 секунды до сотни. Это меня вполне устраивает, потому что это машина на каждый день, и мне не хочется перебирать мотор каждый 10 тысяч. Поднимешь мощность, сразу упадет ресурс, расход заставит хвататься за голову, а так я могу по городу даже с отжигами укладываться в 15 литров на сотню. Все потому что на GRB нет блоу-оффа, а смесь готовится очень точно с учетом показаний воздухомера. Да, «пшика», который всем нравится, тоже нет, зато и бензин не выливается из выхлопной трубы. Но при этом движки Subaru овеяны какой-то тайной и волшебством — все субаристы, садясь в машину, обязательно читают молитву мотору, чтобы он работал хорошо, и подливают маслице — если не подливают, то мотор говорит: «Я могу застучать!» Прежде чем ехать, надо прогреть движок до 70-80 градусов, потом можно тронуться, подождать, пока масло дойдет градусов до 80, и только потом начать вваливать. Очень капризные движки у Subaru, в отличие от неубиваемой подвески.

Почему ты гоняешь в ралли только зимой и чем занимаешь себя летом?

Любительский спорт обязан быть безопасным, и зимой для него самое время. Снег не требует от мотора огромной мощности, пилот почти никогда не жмет полный газ, подвеска не убивается, а машину легко пустить в управляемый занос. Надо уметь чувствовать эту грань, когда шины теряют сцепление и начинают скользить, и гонки отлично развивают это ощущение машины. А зимой гоняться безопаснее всего — трасса почищена, зрители далеко, по краям отвалы из снега, гоняй не хочу. Летние соревнования куда опасней — это уже большие скорости и жесткие трассы, под которые нужна как минимум раллийная подвеска. В прошлом году я пробовал участвовать в летнем ралли в Орле, так там сцепление на грунте было лучше, чем на асфальте — резина визжала в поворотах, а подвеску пробивало на каждой ямке. Поэтому я зимний гонщик, гоняюсь больше для себя, а не ради каких-то результатов, да и летом у меня есть мотокросс — с 28 лет я гоняю на мотоцикле и с тех пор вырос со 125- до 450-кубовых байков. Правда, особых достижений тут у меня никогда не было, зато после мотоцикла пускать в машину в занос раз плюнуть.

Твой сын на соревнованиях ездит не хуже тебя, как тебе удалось вырастить гонщика?

В 7 лет первый раз посадил Влада за руль своей «семерки». Пришлось подложить на сиденье две подушки, но до сцепления он все равно не доставал — дотягивался только до газа. Тогда я в поле нарисовал ему простенькую восьмерку и сказал: «Руль поворачивай, давай газку, машина пойдет бочком, а дальше скидывай и снова поддавай». Так он в 7 лет легко научился ездить в заносе, еще не доставая до педалей. А с 10 лет он уже постоянно участвовал со мной на соревнованиях и постоянно наступал мне на пятки — причем на любой машине с любым приводом! Но при этом он вместе со мной занимался мотокроссом, и я думаю, что это ощущение машины пришло к Владу, как и ко мне, именно из мотогонок. И вот в этом году на «Субару-фесте» он наконец-то по времени меня объехал — учитывая, что ему 20, а мне 45, это прорыв!

Какие советы ты можешь дать обычным водителям?

Всегда думайте на шаг вперед и гоняйте только на соревнованиях. Каким бы вы мастером не были, в городе нарушать никак нельзя. Я перед каждым перекрестком снижаю скорость, независимо от того, есть там люди или нет. В любой момент выскочит машина, и даже если тот водитель не прав, я должен успеть остановиться. При обгоне другой машины, если она начинает тормозить, я тоже останавливаюсь — вдруг кто-то на дорогу выйдет? Когда ты думаешь на шаг вперед, ты всегда предотвратишь аварию — нельзя бездумно давить на газ. Хотя и у меня бывали ситуации, когда не получалось все учитывать — один раз я зацепил бабушку, когда она переходила дорогу. Там не было перехода, она стояла на обочине, а я выезжал из поворота — и вот она смотрит налево, направо, делает шаг и ударяется о мою машину. Слава богу, она не пострадала, меня чуть не лишили прав, зато в городе после этого я езжу предельно медленно и аккуратно. А гонять нужно только на подготовленных трассах, ведь самое главное — это безопасность.