наверх

Реклама на сайте

1 марта 2025 09:06

России придется жить без Audi, BMW, Volkswagen и Hyundai: они не смогут вернуться

A. Krivonosov

Эксперт: возвращение западных автопроизводителей в Россию будет невозможно

После ухода зарубежных автопроизводителей из России в 2022 году рынок значительно изменился. Заводы Renault, Nissan, Hyundai и других компаний либо были перепрофилированы, либо переданы новым владельцам. Однако на днях генеральный директор Renault Лука де Мео заявил, что компания рассматривает возможность возвращения в Россию. Реально ли это и какие последствия это может иметь для отрасли? Главный редактор издания 32CARS.RU Дмитрий Новиков оценивает перспективы скептически.

Экономические и юридические барьеры

Основной проблемой для Renault станет необходимость компенсировать инвестиции, сделанные в АвтоВАЗ за годы отсутствия компании. Глава АвтоВАЗа Максим Соколов уже дал понять, что французскому концерну придётся заплатить около 112,5 миллиарда рублей, если он решит вернуться.

«В случае возвращения Renault обязана будет компенсировать вложенные средства. Эти инвестиции позволили АвтоВАЗу не просто удержаться на плаву, но и продолжить развитие, пусть и с определёнными сложностями», — объясняет автоэксперт.

При этом сам АвтоВАЗ не рассчитывает на возвращение иностранного партнёра. «Мы не видим такой необходимости и развиваемся самостоятельно, обеспечивая технологический суверенитет», — ранее заявлял Соколов.

Однако дело не только в деньгах. Вернуться — это значит заново выстраивать цепочки поставок, логистику и систему продаж. А это огромные затраты и риски.

Аналогичная ситуация и с другими автобрендами, для которых будут надуманы долги и новые обязательство. естественно, старые заводы им никто не вернет.

Изменившийся рынок и китайский фактор

За два года в России сформировалась новая автомобильная реальность. Китайские бренды стали доминирующими игроками, заняв долю, которую прежде контролировали европейские и корейские компании. Chery, Geely, Haval и другие активно наращивают присутствие, локализуя производство и открывая сервисные центры.

Nissan
A. Krivonosov
«Сейчас западным брендам будет непросто вновь занять прежние позиции. Российский покупатель уже привык к китайским автомобилям, а сами бренды из КНР только усиливают позиции. Если западные марки и вернутся, им придётся не только конкурировать с АвтоВАЗом, но и бороться с Haval, Geely, Chery», — отмечает Новиков.

К тому же заводы, где раньше выпускались Nissan, Mercedes, Volkswagen и прочие, теперь работают на новые проекты. Московский завод Renault перешёл под контроль властей и выпускает «Москвичи», а бывшие мощности Nissan теперь задействованы для производства автомобилей под маркой XCite и новых моделей китайских партнёров.

Политические и репутационные риски

Ещё одна проблема — санкции и давление со стороны западных государств. Многие компании ушли из России не просто так, а под давлением своих правительств и акционеров. Их возвращение может спровоцировать новый виток критики.

«Западные компании опасаются не только финансовых потерь, но и репутационных. Возвращение в Россию может негативно сказаться на их имидже в Европе и США, что ударит по продажам на ключевых для них рынках», — считает экономист Алексей Громов.

Кроме того, геополитическая обстановка остаётся нестабильной. Запад продолжает вводить новые санкции, а значит, бизнес-риски для иностранных компаний в России остаются высокими.

Чем возвращение западных брендов может навредить российскому автопрому

Если Renault и другие бренды действительно вернутся, это создаст серьёзную конкуренцию для российских производителей, особенно для АвтоВАЗа, который за последние два года пытался нарастить собственные мощности.

«АвтоВАЗ фактически уже встроился в систему китайских поставок, и резкий разворот в сторону европейских технологий может создать хаос», — поясняет Новиков.

Кроме того, появление западных концернов может повлиять на кадровый рынок. Зарубежные компании, обладая большими финансовыми возможностями, могут предложить более выгодные условия труда и переманить квалифицированных специалистов.

Несмотря на заявления автопроизводителей из недружественных стран, эксперты сомневаются в реальности их возвращения в ближайшей перспективе. Западным брендам придётся преодолеть множество барьеров — от экономических и юридических до политических и репутационных. А российский рынок тем временем движется в сторону китайских технологий, что делает возвращение западных концернов ещё менее вероятным.

Автор: Никита Ефименков